Главная » Статьи » Сигнализация » Пожарная сигнализация |
СПС "Спектрон" , техническое обслуживание
СПС "Спектрон" . Проблемы при техническом обслуживании и их решения.
Avtor+
Если честно, я не готов здесь провести полный и всесторонний обзор этого прибора, т.к. сталкиваюсь с его работой пока не очень много, поэтому полностью надеюсь на вашу помощь в комментариях. Пожалуйста поправьте меня если я в чем-то не прав, добавляйте свои впечатления, проблемы с которыми столкнулись ну и конечно-же способы их решения. Тем не менее некоторый личный опыт по работе с "Спектроном" а так же отзывы коллег имеются, наиболее важные и часто встречающиеся (на мой взгляд) вопросы по этому приемоконтрольному прибору я здесь и попытаюсь изложить.
Небольшое введение.
Вобще называть "Спектрон" приемно-контрольным прибором не совсем правильно, это комплекс устройств соединенных между собой линией связи, при определенном подключении и программировании которых, можно реализовать ту или иную систему сигнализации и автоматики. Каждый модуль имеет жесткие, запрограммированные на заводе и не меняемые в процессе эксплуатации и техническом обслуживании параметры. На мой взгляд невозможность корректировки конфигурации это первый недочет системы , хотя может кто-то сочтет это достоинством то, что очумелые ручки наладчиков и монтажников имеют меньше возможностей. Однако наличие возможности хотя бы чтения журнала событий через компьютер и просмотра алгоритма работы, заложенного в конфигурации никому не навредило бы. Наиболее часто я встречал "Спектрон" в автоматических установках водяного пожаротушения.
Есть и довольно большие объекты, например десятиэтажное здание, где на базе СПС "Спектрон" выполнена пожарная сигнализация, система дымоудаления и управление системой оповещения (СО-5), выполненной на "Танго". Система работает достаточно стабильно и исправно, но я считаю что эта система не совсем предназначена для таких объектов.
Основные модули :
Блок индикации БИ-02 - Основной модуль системы. Имеет на борту ЖКИ модуль индикации и управления, несколько релейных выходов жестко запрограммированных под "Пожар" и "Неисправность", в основном эти выходы используют для передачи сигнала на СПИ "Молния".
Ограниченность и многофункциональность органов управления (три кнопки и ключ-переключатель) можно отнести как к плюсам так и к минусам прибора. Например как известно, чтобы сбросить сигнал тревоги (перезапустить прибор), необходимо перевести ключ в ручной режим и нажать одновременно три кнопки. Часто оперативному персоналу (охранникам, вахтерам...) в силу разных причин не сразу удается нажать три кнопки одновременно, при этом на приборе сбивается актуальность даты и времени, что впринципе не страшно, но влечет за собой неразбериху в журнале событий, чтение которого через ЖКИ экран и так затруднительно.
Питается блок индикации БИ-2 "Спектрон" от отдельного источника питания на 24в. В модуле имеется вход для контроля состояния источника питания (КИП) и клемы подключения линии связи с другими блоками системы.
Блок адресный БА-0х . Мне известны БА-02 (адресный блок сигнализации и управления), БА-03 (блок управления силовым оборудованием), БА-04 (адресный блок управления пожарными насосами), БА-05 (адресный блок сигнализации пожаротушения), БА-07 (адресный блок управления дренажным или жокей-насосом ). Возможно есть и другие. Начинка в этих адресных блоках похожа, разные только "прошивки" этих модулей, в зависимости от которых эти адресные блоки работают либо в пожарной сигнализации, либо в системе автоматики. Причем эта прошивка может быть скорректирована под конкретный объект, но только на заводе.
Я здесь не буду рассматривать подробно каждый из блоков, всю информацию можно поискать на сайте завода изготовителя либо скачать небольшой архив с документацией по ссылке внизу статьи.
Если описывать все эти адресные блоки БА в общем, то такой блок содержит 8 или 16 не адресных шлейфов, способных различать состояния "норма", "пожар" ("сработка датчика"), "неисправность" (шестнадцатишлейфовый модуль (БСУ) различает еще "внимание" и способен работать с токопотребляющими датчиками в шлейфах). 2 или 4 (в БСУ) реле для управления нагрузкой в соответствии с заложенной конфигурацией, причем в шестнадцатишлейфовом модуле БА-2 (БСУ), в случае применения токопотребляющих датчиков в шлейфах, одно из четырех реле (нижнее, которое без клеммной колодки), будет реализовано как реле сброса этих извещателей. Также имеется клемма для подключения выводов контроля состояния внешнего двадцатичетырехвольтового блока питания, клеммы для подачи этого самого питания и клеммы для подключения линии связи по интерфейсу RS-485, который объединяет все блоки системы.
Блок релейный БР-02.
Это не адресный блок на борту которого содержится два мощных реле, служит для управления силовой нагрузкой, например клапанами дымоудаления, для управления этими реле используются менее мощные релейные выходы адресных блоков БА.
Все платы модулей СПС "Спектрон" имеют быстросъемные клеммники, что существенно облегчает работу наладчика при замене требующих ремонта модулей.
Вот примерно как-то так....
Ну а теперь о проблемах с которыми доводится встречаться наиболее часто:
I. Первая проблемка с которой столкнулись многие при эксплуатации системы Спектрон это быстрый выход из строя механизма ключа управления, переводящего прибор БИ-2 в ручной режим. Конечно это актуально для объектов где этим органом управления пользуются наиболее часто.
Снимать приборы в ремонт из-за такой мелочи у меня совсем не было желания, а найти такой-же ключ управления наше снабжение почемуто не смогло. Соответственно решение - замена ключа любым подходящим по габаритам тумблером.
II.Если к прибору подключены шлейфы с неадресными дымовыми извещателями то порой возникает необходимость вычислить какой из датчиков подрабатывает, т.к. подрабатывает он, зараза, как правило во время нашего отсутствия на объекте и далеко не только от скопившейся пыли в результате некачественного технического обслуживания, так что чистка всех датчиков в шлейфе не всегда решает проблему. Большинство из нас определяют кратковременно подрабатывающий извещатель выкорачивая реле сброса. Как известно на плате БА-02 (БСУ) реле сброса уже скоммутировано на соответствующую клему на которую "сожаются" все плюсы токопотребляющих шлейфов. Самым простым способом исключить реле сброса будет закорачивание соответтвующих ему штырьков на плате (на фото плохо видно штырьки, но они там есть... закорачивать нужно две верхние).
У меня для этой цели имеется "специально заточенная перемычка :-)". Я надеюсь вы понимаете, что при закорачивании вышеуказанных штырьков отключится сброс ВСЕХ шлейфов этого модуля БА-2. Если необходимо отключить сброс только одного шлейфа придется подключить его плюс до реле сброса, т.е. на плюс питания модуля. Не забудьте восстановить схему подключения после определения ложно подрабатывающего извещателя.
III.Часто при замене активного пожарного извещателя (в момент установки) модуля БСУ, шлейф переходит в состояние "Пожар", особенно если в один шлейф подключено много двухпроводных дымовых пожарных извещателей. Причина срабатывания кроется в повышенном токопотреблении большинства двухпроводных дымовых извещателей в момент их подключения. Такое поведение характерно и для других приемо-контрольных приборов но например в том-же А-16/512 можно добиться устойчивой работы путем корректировки параметров в конфигурации прибора, а в СПС "Спектрон" такая возможность отсутствует, поэтому перед процедурой замены дымового пожарного извещателя, во избежании несанкцианированного пуска системы автоматики, я стараюсь переводить ее в ручной режим. Мне это не очень нравится, буду благодарен если кто-то подскажет более радикальное решение.
IV. За несколько лет технического обслуживания модулей СПС "Спектрон" ООО "АнВаз" неоднократно повторялся еще один дефект, суть которого в следующем: в какой-то момент один из пассивных шлейфов одного из модулей БА-0х переходит в состояние "Сработка..." но при физической прозвонке шлейфа его сопротивление оказывается в норме (около 2 Ком). Как правило удается вернуть такой шлейф в состояние "норма" путем подбора оконечного резистора (в сторону уменьшения номинала), но спустя некоторое время проблема проявляется снова. Характерным признаком неисправности еще будет повышенное напряжение шлейфа при подключенном номинальном оконечном резисторе 2 Ком (результаты измерения напряжения в таком шлейфе как правило составляют около 2.0 в и более, при том как в исправном шлейфе - в пределах 1.2-1.7в), напомню речь идет только о восьмишлейфовых модулях БА-02 с пассивными датчиками или тепловыми извещателями в шлейфах.
По хорошему такой модуль конечно надо снимать и вести в ремонт, но при наличии паяльника его можно просто починить на месте, конечно для удобства плату все равно придется демонтировать, что не составит труда, благо подключения выполнены при помощи быстросъемных клеммников.
Причиной такой неисправности является выход из строя соответствующего защитного диода (стабилитрона P6KE6.8A) .
Кстати если у вас случайно не оказалось с собой такого диода :-)) не беда, на плате имеется два "лишних" (они служат для защиты второй, неиспользуемой, линии связи), но все-же при наличии на обслуживании большого парка приборов Спектрон, советую носить с собой пару-тройку таких диодов (думаю паяльник вы носите :-)).
В общем меняем диод, конечно соблюдая полярность (запомните с какой стороны была белая полоска и впаяйте новый диод так-же) и устанавливаем плату на место. Первый раз вся процедура займет максимум пол часа, зато не придется оставлять установку в неработоспособном состоянии или ехать за запасным блоком.
Уважаемые коллеги , жду в отзывах и на форуме интересных случаев решения технических проблем из вашей практики.
ссылки по теме :
|
|
|
|
Просмотров: 12848 | Рейтинг: 5.0/1 |
Понравилась статья ? Нажми чтобы посоветовать в гугле. >>
Всего комментариев: 0 | |
Возможно вас заинтересует :
Адресный пожарный извещатель RF03ДО (принципиальная схема) (1865) | [Пожарная сигнализация] |
Чердачная лестница своими руками (40053) | [Может пригодится] |
Выдвижная полка для сканера (15440) | [Может пригодится] |
Линйный дымовой пожарный извещатель "Луч-3" ( ИП212-08 ) (22800) | [Пожарная сигнализация] |
Ручной пожарный извещатель RF-03Р (4561) | [Пожарная сигнализация] |
Установка bluetooth в мотошлем своими руками (25358) | [Может пригодится] |
Как проверить аккумулятор. (31024) | [Пожарная сигнализация] |
АИУ обзор (10690) | [Пожарная сигнализация] |
500 рублей.... (3590) |
[Бильярд]
|